Информационно-коммуникативные технологии в образовании



Информационно-коммуникативные технологии как инновационные технологии в образовании

Гребёнкина О.Н. учитель технологии,
Рассохина С.Г. учитель информатики,
МБОУ «Cредняя общеобразовательная
школа с углублённым изучением
отдельных предметов»   г. Салехард.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
Если говорить в общем, то педагогическая технология - это продуманная модель общей педагогической деятельности, отвечающей за проектирование, организацию и проведение учебного процесса. Педагогическая технология обеспечивает комфортные условия для учителя и учеников. Сейчас в России происходит становление совершенно новой системы образования, требующей применения инновационных технологий в школе.
На сегодняшний день в школьном образовании применяются самые разные педагогические инновации. Всё зависит от традиций и статуса учреждения. Среди всех инновационных технологий особенно важно  выделить : ИКТ. Информационно-коммуникативные технологии, которые подразумевают интеграцию любых предметов с информатикой. Это ведет к информатизации и развитию сознания учащихся. Такое направление реализуется за счет включения в план предметов, изучающих информатику.
Интеграция (с латинского) – «связывание отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому».
Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:
 1) Создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
 2) Нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).
Проводя интеграцию нескольких предметов, мы должны стремиться не просто к соединению разных уроков, а дополнять содержание одного учебного предмета материалом другого, то есть интегрировать один предмет в другой, объединяя отобранные части в единое целое. Причем при любых комбинациях материала идея предмета, которой посвящен урок, должна оставаться доминирующей. [2]
Учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Тема урока, выражающая идею одного предмета, определяет главный интерес учащегося, фокусирует его на конкретном учебном материале. Учебный материал, дополненный содержанием других предметов, должен поддерживает познавательный интерес в течение всего урока. Дополнительный материал «укрепляет» тему урока, делая ее в глазах школьников весомее, значительнее. С его помощью расширяется сфера представлений школьников о предмете, его связях, взаимообусловленности разных явлений. [3]
Интеграция информатики с учебными дисциплинами, в процессе которой учителя и учащиеся являются создателями среды обучения путем:
  1. изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин;
  2. создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов школы;
  3. разработки и проведения учителями школьных дисциплин серии уроков с применением каждым учащимся созданных им программ;
  4. методического оформления части интегрированного курса.
   Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Рассмотрим возможные направления содержательной интеграции ОО «Технология» с другими учебными предметами.
Так, например, представляется комплексная межпредметная интеграция предметов естественнонаучного цикла с модулями (разделами) образовательной области «Технология». «Математика» – «Черчение»; «Физика» – «Электротехника» и «Элементы машиноведения»; «Химия» - «Технология обработки ткани и пищевых продуктов», «Материаловедение»; «Биология» – «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Производство и окружающая среда», «Технологии ведения дома», «Сельскохозяйственный труд»; «Информатика» - «Интернет: среда и средство получения знаний». В связи с этим большое значение приобретает Интернет - как определенная среда, имеющая огромный образовательный потенциал и как технология получения универсальных и профильных знаний и умений.[3]
В процессе межпредметной интеграции особую значимость приобретает целеполагание, которое отражает многоплановую профессиональную деятельность учителя. Поэтому иногда цели межпредметного характера могут быть более весомыми, чем цели, связанные с базовой учебной дисциплиной. Используя межпредметные связи, учитель обращает их в первую очередь на достижение целей своей учебной дисциплины, и уже во вторую очередь, на достижение целей другой, не базовой дисциплины. Так на уроке технического труда обучающей целью является формирование элементов технологической культуры, тогда формирование элементов экологической культуры, культуры труда и другие будут воспитательными целями. Значимость всех целей должна быть соизмеримой, причем следует учитывать, что интегративные связи должны базироваться на симультанном мышлении. Это мышление, при котором исследователь «должен вести в уме одновременно несколько логических цепочек, помнить большое количество разных фактов. Часто только при сопоставлении нескольких процессов может родиться истина». Таким образом, подчеркивается важность не последовательного, а одновременного, многофакторного мышления и необходимость реализации компетентностного подхода в обучении. [2]
Процесс обучения  школьников должен формировать комплексное и системное представление об окружающем мире. Предмет технология позволяет ребятам во время работы над проектами применять на практике знания, полученные не только на уроках технологии, но и на других уроках.  Поэтому очень важно предусмотреть межпредметную интеграцию на уровне содержания образования.
Современное образование трудно себе представить без компьютерных технологий. На уроках технологии предусматривается работа над творческими проектами. Учащиеся выполняют 3-4 проекта в течение учебного года, то есть почти по каждому модулю могут быть предложены варианты проектов. При выполнении их ребята используют знания, полученные не только на уроках технологии, но и информатики (работа по составлению презентаций и таблиц, схем вышивки и поиск самой разнообразной информации), русского языка и литературы (описание  своего изделия и возможных способов его применения), математики (выполнение расчетов для построения чертежей). [1]
Выполнение практической части проекта не редко связано с обработкой мелких деталей или объектов. Учитель использует на уроках не только учебники, но информацию из интернета или личных копилок фото и видео. Принцип наглядности очень удобно осуществлять, применяя демонстрацию фото и видео материалов на экране сразу всей группе учащихся, как при объяснении нового материала, так и демонстрации презентаций изготовленных проектов. Это экономит время для творчества, предусматривает осуществление  принципа наглядности, обеспечивает одновременно получение качественных естественнонаучных знаний и практического опыта в сфере информационных и современных технологий.  Дополняя содержание одного учебного предмета материалом другого. Интегрируя один предмет в другой, объединяем отобранные части в единое целое, не утрачивая основной познавательной цели конкретного занятия.
Так знания, полученные на уроках технологии и информатики используются в едином продукте деятельности учащихся. А это и есть основная задача учителя - научить использовать знания на практике в целях изготовления материальных объектов труда наиболее эффективным и экономичным способом.[3]
Литература:
1. Анохин С.М. Интернет для учителя. Учебно-методические материалы по курсу «Информационные « технологии» - Стерлитомак: Стерлитомак. гос. пед. академия, 2005.
2. Нагибин Н.И. Хотунцев Ю.Л.  Межпредметная интеграция как средство формирования экологической и технологической культуры у школьников.  Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы.  Пермь, 2010. – С 62-66.
3. Нагибин Н.И., Гребёнкина О.Н.,Рассохина С.Г. Интеграция как средство формирования технологической культуры школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы.  Пермь, 2011. – С 32-34

Комментариев нет:

Отправить комментарий