МОЁ НОУ-ХАУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ








  

Рассохина Светлана Григорьевна

Педагогическая   мастерская 

как  метод  активного  обучения школьников 

на уроках информатики 













 

 

 

 

Содержание


1. Введение ………..………………………………………..3
2. Педагогическая   мастерская   как   метод   активного     
       обучения  школьников  на уроках информатики   …..5
3. Методические  рекомендации  по  использованию       
    педагогических мастерских на уроках информатики ...7
4. Примерное   календарное   планирование   по   теме
  «Основы алгоритмизации»  в 7-ом  классе  с  внедрением
    педагогических мастерских ………………………..……8
5. Межпредметные программные модули    ………………9
6. Практический материал для изучения ИС Pascal ……. ..12
7. Примеры   межпредметных   задач   для   программных
   модулей …………………… ………… ……… ……… ..16
8. Дидактический   материал   по   теме   «Циклические 
      алгоритмы.  Исполнитель  Робот» ..…………………..17
9. Заключение………………………………………………19
10. Литература  …………...………………………… ….   .20








1. Введение


На современном этапе развития общества в образовательной области «Информатика» одной из основных целей является подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях информационного общества, т.е. формирование у школьников основы информационной культуры. На уроках информатики учитель должен не только дать определенный запас знаний, но обязательно научить их самостоятельно мыслить, самообучаться, а также применять полученные знания в области информационных технологий в своей учебной деятельности и повседневной жизни.
Применение метода педагогических мастерских существенно повышает уровень познавательной активности школьников на уроках информатики. В качестве «индуктора» мастерских на этапе творческого поиска и мотивации творческой деятельности учащихся ставится полоса Меню в целом и команды каждого меню в отдельности, подготовленные в виде разноцветного плаката.
Для этапа работы с материалом педагогических мастерских мною разработаны лабораторные практикумы  для интегрированной  среды Pascal. С целью формирования элементов философии  и целостности научных знаний у школьников в каждой лабораторной работе в качестве программных модулей взяты задачи из других предметных областей, которые отражают межпредметные связи информатики с различными школьными дисциплинами.
Одна из главных целей мастерских: создать ситуацию, находясь в которой ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы результат, быть может, не похожий ни на какой другой.
Педагогические мастерские развивают способность у школьника к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу, к достижению и оценке результатов собственной деятельности. Благодаря такой организации учебного процесса ученики активно участвуют в усвоении нового материала.
Опыт уроков свидетельствует, что мастерские дают возможность каждому ученику:
§  самостоятельно, по личной инициативе ставить вопросы учителю или своим одноклассникам, обсуждать спорные моменты, высказывать свое мнение в процессе обсуждения;
§  самостоятельно анализировать и формулировать смысл изучаемых объектов;
§  наверстать упущенный материал;
§  в силу своих психофизических возможностей изучить предлагаемый материал от начала до конца в индивидуальном темпе.
Учителю метод мастерских позволяет:
§  определять цели и задачи для каждой мастерской;
§  свободно маневрировать рабочим материалом в ходе учебного процесса;

2. Педагогическая мастерская как метод активного  обучения школьников на уроках информатики


Методы обучения, которые позволяют существенно повысить уровень активности и самостоятельности учащихся в процессе их учебно-познавательной деятельности мы можем  назвать «методами активного обучения».
Методы активного обучения, характеризуются (по Н.Н. Кашель):
1. Принудительной активизацией мышления обучаемого (вынужденная активность), т. е. ученик становится активным независимо от его желания.
2. Обеспечением постоянной вовлеченности в учебный процесс, так как активность учащихся должна быть достаточно устойчивой и длительной.
3. Самостоятельностью выработанных решений, высокой степенью мотивации и эмоциональности обучаемых.
4. Постоянным взаимодействием обучающихся и преподавателей в организации учебного процесса.
5. Проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучаемых в совместной учебной деятельности «учение – обучение».
Перед учителем возникают две тесно связанные между собой задачи:
1)     как сосредоточить внимание и интерес учащихся на данном конкретном материале, или, что одно и то же, как сделать этот материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в голову, но и в душу даже среднего учащегося с рассеянным вниманием и рассредоточенными интересами;
2)     как сформировать у учащегося постоянную познавательную активность, которая характеризовалась бы его встречным движением к учебному материалу, даже на первых порах и не очень привлекательному?
Эти задачи успешно реализуются «французскими» (педагогическими) мастерскими, которые  представляют собой «фундаментально разработанный метод, опирающийся на свои принципы и имеющий свою структуру (этапы построения)»
Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами, представителями ЖФЭН (groupe francais education nouvelle — французская группа нового образования). У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Сущность предлагаемого метода: специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЗВОЛЯЕТ УЧЕНИКАМ В КОЛЛЕКТИВНОМ ПОИСКЕ ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития СПОСОБНОСТЕЙ ребенка.
Принципы построения педагогических мастерских:
1.          Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2.         Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).
3.         Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.
4.         Мастер не торопится отвечать на вопросы.
5.         Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
6.         Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения - самокоррекция.
Особенностью работы мастерской является то, что самостоятельный поиск разрешится «открытием». И эти «открытия» ждут ученика в мастерской непременно.
Этапы работы мастерской:
1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. — все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоконструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3.   «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
4. «Социализация» — все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними —  все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени .


3. Методические рекомендации по использованию педагогических мастерских на уроках информатики


3.1 Общие методические рекомендации
Лабораторные работы легко включить в план урока для проведения небольших педагогических мастерских, позволяющих школьникам активно участвовать в процессе усвоения новых знаний.
Предлагаю рассмотреть общую схему проведения мастерских на примере лабораторного практикума №3.
Тип урока: комбинированный.
Усвоение новых знаний (15 мин.)
Цели:
-          познакомить и научить пользоваться основными командами меню Файл;
-          закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;
-           развивать навыки самоконтроля и самоанализа при работе на уроках информатики;
-          продолжить закрепление представлений о прикладном характере информатики через использование готовых программных модулей, созданных на основе межпредметных связей.

Таблица 3.1 - Технологическая карта фрагмента урока

№п/п
Вид работы
Время
Ответственный
1
Вводный инструктаж
2 мин
мастер-учитель
2
Самостоятельное выполнение работы
6 мин
учащиеся
3
Обсуждение в группах
2 мин
учащиеся
4
Социализация результатов
3 мин
лидеры групп
5
Корректировка результатов
2 мин
мастер-учитель

Выполнение п. 4. таблицы 3.1. приведенной выше технологической карты фрагмента урока требует предварительной подготовки учителя. Учитель использует плакат с изображением полосы меню, в момент социализации можно оформить результаты в виде таблицы и прикрепить их к сделанному плакату (см. рис. 3.1; возможны любые другие варианты). Таким образом, вырисовывается перспективный план работы на серию уроков.


Файл Правка Расстановка Выполнение Отладка  Опции  Окно  Помощь

Рисунок 3.1 - Плакат

Предлагаемую структуру фрагмента урока легко внедрить в любой урок по теме «Основы алгоритмизации». Можно использовать на одном уроке несколько лабораторных работ по желанию учителя и по сложившейся педагогической обстановке.
Исходя из собственного опыта работы, знакомство с командами исполнителя Робот лучше проводить в виде педагогической мастерской, рассчитанной на целый урок.
Какова же методика проведения уроков с использованием предложенного здесь практикума? Рассмотрим на примере.

3.2. Разработка урока по теме «Знакомство с основными командами исполнителя Робот»
Цели урока:
-       познакомить учащихся с исполнителем Робот на основе знаний, полученных на предыдущих уроках, и с использованием лабораторного практикума №10;
-       провести сравнительный анализ исполнителей Чертежник и Робот;
-       закрепить результаты самостоятельного анализа проводимой работы.

Таблица 3.2 - Технологическая карта урока        
           
№ п/п
Вид работы
Время
Ответственный
1
Вводный инструктаж
2 мин
мастер-учитель
2
Индивидуальная работа учащихся по лабораторной работе №10
10 мин
учащиеся
3
Обсуждение в группах
5 мин
учащиеся
4
Социализация результатов
5 мин
лидеры групп
5
Корректировка результатов
2 мин
мастер-учитель
6
Работа в группах (сравнение исполнителей Робот и Чертежник). Результаты оформляются в виде таблицы 3.3
10 мин
учащиеся
7
Социализация результатов сравнения
5 мин
лидеры групп, мастер-учитель
8
Домашнее задание на составление линейных алгоритмов
3 мин
учитель
9*
Решение задач на составление линейных алгоритмов в исполнителе Робот
10 мин
учащиеся,

Таблица 3.3  

№ п\п
Признак
Чертежник
Робот
1
Общий вид исполнителя


2
Общий вид среды обитания


3
Что делает исполнитель?


4
Настройка среды обитания


5
Команды исполнителя, отвечающие за действие


6
Другие команды исполнителя


7
Работа с объектами



8*. Задачи на составление линейных алгоритмов в исполнителе Робот .
1)                 Нарисовать любую часть северного орнамента.
2)                 Обойти среду исполнителя по периметру  и вернуться в исходную позицию.
Пункт 8* данного урока выполняется при наличии времени.

4. Примерное календарное планирование по теме «Основы алгоритмизации» в  9-ом классе с внедрением педагогических мастерских


№ п/п
Тема
Понятие алгоритма (2 ч.)
1
Понятие алгоритма и его исполнителя. (ЛР №1, ЛР№8).
2
Система команд исполнителя.
Знакомство с меню Файл (ЛР №3, ЛР №9).
Компьютерный исполнитель алгоритмов Чертежник (8ч.).
3
Компьютерные исполнители алгоритмов. Чертежник и система его команд (ЛР №2). Структура программы. Линейные программы.
4
Начальное состояние исполнителя. Создание новой программы. Отладка программы. Правила записи имени программы. Меню Выполнение (ЛР №6).
5
Исправление ошибок в программе. Меню Правка (ЛР №7).
6
Решение задач на линейные алгоритмы. Меню Окно (ЛР №4) и Расстановка (ЛР №5).
7
Вспомогательные алгоритмы.
8
Решение задач по теме: «Вспомогательные алгоритмы».
9
Решение задач по теме: «Компьютерный исполнитель Чертежник».
10
Исполнитель Робот и система его команд. (ЛР№10) Линейные алгоритмы в исполнителе Робот.
11
Решение задач в исполнителе Чертежник, Робот.
12
Проверочная работа по теме «Понятие алгоритма. Линейные алгоритмы».

5. Межпредметные ПРОГРАММНЫЕ МОДУЛИ


В лабораторном практикуме использовались программные модули основанные на  межпредметных связях с геометрией, МХК и др.
При выполнении программного модуля Т1 исполнитель Чертежник рисует разносторонний треугольник с медианой (см. рисунок 5.1).

Программа Т1

Сместиться_В(1,2)
Сменить_Цвет(5)
Опустить_Перо
Сместиться_В(3,6)
Сместиться_В(9,2)
Сместиться_В(1,2)
Поднять_Перо
Сместиться_В(3,6)
Опустить_Перо
Написать('Треугольник с медианой')
Поднять_Перо
Сместиться_В(3,6)
Сменить_Цвет(13)
Опустить_Перо
Сместиться_В(5,2)
Поднять_Перо
Сместиться_В(0,0)
Конец_Программы

Рисунок 5.1 - Разносторонний треугольник с медианой

При выполнении программного модуля Т2 исполнитель Чертежник рисует две трапеции с использованием вспомогательного алгоритма (см. рисунок 5.2).

Программа Т2-Трапеции                {основная программа}

Сместиться_В(2,2)
Трапеция_1
Сместиться_В(1,-6)
Трапеция_1
Конец_Программы
Программа Трапеция_1{вспомогательная программа}
Описание
x,y : Вещественный
Конец_Описания
Опустить_Перо
Сместиться_На(7,0)
x:=Вернуть_X
y:=Вернуть_Y
Новая_Строка
Вывод('x=',x)
Новая_Строка

Вывод('y=',y)
Сместиться_На(-3,3)
Сместиться_На(-3,0)
Сместиться_На(-1,-3)
Поднять_Перо
Конец_Программы

 

 

 

 

Рисунок 5.2 - Две трапеции

 

 

 





При выполнении файл-программы Т3 исполнитель Робот рисует ромб см. (рис. 5.3).



Программа Орнамент
Вправо
Вправо
Вниз
Вниз
Вправо
Вправо
Закрасить(5)
Вправо
Вниз
Закрасить(5)
Вправо
Вниз
Закрасить(5)
Влево
Вниз
Закрасить(5)
Влево
Вниз Закрасить(5)
Вверх
Влево
Закрасить(5)
Влево
Вверх
Закрасить(5)
Вправо
Вверх
Закрасить(5)
Вправо
Вниз
Закрасить(5)
Конец_Программы


Рисунок 5.3 -  Ромб

При выполнении файл-программы Т4 исполнитель Робот проходит, собирая и раскладывая предметы, по обстановке, созданной в лабораторной работе №10.

Программа Т4-Сбор

Описание
y :  Целый
Конец_Описания
Положить(1)
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
Завершить
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вниз
Завершить
Положить(2)
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
Завершить
Положить(3)
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вверх
Завершить
Вправо
Повторять_Пока  Внизу_Пусто
Вниз
Если  Клетка_Закрашена
  То
Закрасить(3)
Y:= Справа_До_Края
Вывод('y=',y)
Вправо
Вправо
Взять
Вправо
Вправо
Взять
Вправо
Вправо
Взять
Вправо
y:= Всего_Предмета(1)
Новая_Строка
Вывод('Сундуков',y)
Конец_Программы

Приведенные модули могут быть легко изменены на те задачи, которые учитель планирует использовать на уроке в соответствии с требованиями конкретной учебно-педагогической обстановки. При этом имена программ сохраняются. Совершенно не исключается возможность создания учителем собственной библиотеки модулей.


6. Практический материал для

изучения интегрированной среды Pascal

1. Лабораторная работа


Тема.  Меню File
Цель: ознакомление с пунктом меню File, формирование умений ввода текста программы, его редактирования, сохранения в виде файла; открытие файла программы.

Таблица 7.1

Команды меню File
Выполняемые действия,
особенности
Команда
Горячие клавиши
Перевод на русский язык
New

Новый

Open…
F3
Открыть

Save
F2
Сохранить

Save as…

Сохранить как

Save all

Сохранить всё

Change dir …



Print …

Печать


Print setup …

 

Установка печати


Dos shell

 

Вход в MS-Dos


Exit 

Alt+X

Закрыть



1.      Перечертите таблицу 7.1 в свою рабочую тетрадь.
2.      Заполните таблицу 7.1, выполняя следующие задания.
3.      Запустите ИС Pascal.
4.      Откройте новое окно редактирования ИС Pascal через команду File/New.
5.      Откройте еще два окна редактирования.
6.      Нажав клавишу F6,вернитесь к окну NONAME00.pas.
7.      В окне NONAME00.pas наберите программу Elka:
program elka;
Begin
writeln('      *      ');{4 пробела * 4 пробела}Апостроф -

writeln('    ***     ');    {3 пробела * 3 пробела}      
writeln('   *****   ');   {2 пробела * 2 пробела}      
writeln(' ******* ');   {1 пробел   * 1 пробел  }      
writeln('       *       ');   {4 пробела * 4 пробела}      
readln;                        {задержка экрана}      
End.

8. Нажмите клавишу F9 и проверьте ошибки в программе.
9. Сохраните программу под именем Forest1.pas  , выполнив команду File/ Save as (см. Подсказку).

Подсказка

Сохранение текста программы:
1) File/ Save as


Открытие окна готовой программы:
1)File/ Open
2)Выбрать необходимую папку:
открыть - 2ЛКМ по необходимой папке;
закрыть – 2ЛКМ на значке ..\
3)Набрать имя файла в строке «File».

3)Подсветить имя файла (щелкнуть  ЛКМ по имени необходимого файла).
4)Щелкнуть  ЛКМ по кнопке OK
4)Щелкнуть  ЛКМ по кнопке Open

10. Запустите программу, выполнив команду меню Run/ Run (после запуска для выхода из окна Output нажмите Enter).
11. Перед командой «readln;» добавьте строку:
            writeln(‘     *      ’); {4 пробела * 4 пробела}      
12. Пересохраните файл-программу Forest1.pas, выполнив команду File/ Save (или нажав функциональную клавишу F2).
13. Сохраните программу под новым именем Hvoya.pas.
14. Закройте окна всех программ ЛКМ по образу [■] в левом верхнем углу окна текста программы.
15. Откройте окна программ Forest1.pas и Hvoya.pas, выполнив команду меню File/ Open  (см. Подсказку).
16. Закройте окна текстов программ (см. пункт 14).
17. Выполните команду File/ Change dir
18. 2ЛКМ по D:\ в окне Directory tree и нажмите ОК.
19. Откройте окна программ Forest1.pas и Hvoya.pas в папке d:\Beta (см. Подсказку).
20.  Дополните программу Forest1.pas командой
            writeln(‘Хвойное дерево’);

Переключение алфавита в ИС Pascal

CTRL+SHIFT (левый) ИЛИ CTRL (левый)→ английский
CTRL+SHIFT (правый)        CTRL (правый) русский

21. Пересохраните программу Forest1.pas (см. пункт 12).
22. Запустите программу на выполнение (см. пункт 10). Если появилось сообщение об ошибке, найдите и исправьте ее в строке, где находится курсор.
23. Откройте окно Output через команду меню Debug/ Output.
24. Измените размеры окна текста программы Forest1.pas и окна Output на половину рабочего окна программы Pascal (ЛКМ + тянуть за нижний правый угол). Перенос окон осуществляется: ЛКМ по название окна и тянуть в необходимом направлении.
25. Перейдите на окно Forest1.pas.
26. Пересохраните все тексты программ через команды File/ Save all.
27. Выполните команду File/ DOS shell.
28. Для выхода из операционной системы MS-DOS напечатайте «exit»  и нажмите клавишу Enter.
29. Закройте программу Pascal, выполнив команду File/ Exit  (сочетание клавиш  Alt+ X).

Замечания.
1. Учителю необходимо установить: русификатор; обращение к рабочей папке d:\ Beta в свойстве ярлыка, создав предварительно такую папку на диске.
2. Эти же действия можно повторить, выдав другой образец рисунка для написания программы.
3. Заполненная табл. 7.2. выдается после проведения социализации результатов работы в парах и в группе в целом.

Таблица 7.2  

Команды
Выполняемые действия
New
Открыть новое окно редактирования Edit и сделать его активным для ввода новой программы




Open
Вызвать диалоговое окно Open a File для выбора на диске файла, который необходимо открыть для открытия новой программы.
Save
Пересохранение программы активного окна редактирования в файле на диске под старым именем.
Save as
Вызвать диалоговое окно Save File As, в котором указывается новое имя файла для сохранения программы из активного окна редактирования под новым именем.
Save oll
Пересохранение всех файлов, открытых в окнах редактирования.
Change Dir
Установка  полного пути (имени) текущего каталога (для обращения при выполнении команд Open, Save as).
Print
Печать программы из активного окна редактирования.
Print setup
Открыть диалоговое окно Printer Setup для установки параметров печати.
Dos shell
Временный выход в DOS  с возвратом в интегрированную среду Borland Pascal по команде Exit.
Exit
Выход из интегрированной среды.

 

2 Лабораторная работа
Тема. Меню Run
Цель: ознакомление с командами меню Run ИС Pascal, формирование навыков выполнения программ в различных режимах, поиска логических ошибок.

Таблица 7.3  

Команды меню Run
Выполняемые действия,
особенности
Команда
Горячие клавиши
Перевод на русский язык
Run

Ctrl+F9

Выполнение


Step over
F8
Выполнить команду

Trace Into
F7
Выполнить шаг

Go to cursor
F4
Выполнить до курсора

Program reset
Ctrl+F2
Прервать


Parameters

Параметры


8.      Перечертите таблицу 7.3 в свою рабочую тетрадь.
9.      Заполните таблицу 7.3, выполняя следующие задания.
10.  Запустите ИС Pascal.
11.  Откройте файл ______________.pas в каталоге _______________.
12.  Запустите программу Area_trapeze на выполнение через команду Run/Run или CTRL + F9   (для ввода данных используйте Тест 1).

Тест 1.
Дано: координаты вершин трапеции (x1,y1) – (1,1), (x2,y2) – (3,4), (x3,y3) – (7,4), (x4,y4) – (9,1).
Результат: площадь трапеции равна – 18 ед кв.
Пояснение: координаты вершин можно вводить по две через пробел.

13.  Запустите программу на выполнение по командам через команду Run/ Step over или F8. Выполняйте эту команду до тех пор, пока не появятся все результаты при задержке окна Output (окно результатов программы) и не пропадет трассирующая полоса выполнения программы.
14.  Запустите программу на выполнение по командам. Остановите выполнение по командам на строке:
writeln (‘b=’,b:2:2);
15.  Смените активное окно редактирования программы  Area_trapeze на окно Output через сочетание клавиш ALT + F5 – обратите внимание на выведенное значение а.
16.  Сделайте активным окно редактирования программы  Area_trapeze.pas.
17.   Продолжите выполнение по командам, проверяя после каждой строки с оператором writeln, какие новые результаты появляются в окне Output.
18.   Запустите программу Area_trapeze  на пошаговое выполнение через команду Run/Trace Intu  или F7.
19.   Сравните запуск программы на пошаговое выполнение (F7) с выполнением программы по командам (F8). Результаты занесите в таблицу 1 (в своей рабочей тетради). Если необходимо повторите пункты 6 –12 .
20.  Поставьте курсор в окне редактирования программы на строку:
S1:=S(a,e,d);
21.  Запустите программу Run/Go to cursor или F4. Обратите внимание, на какой строке остановилась полоса выполнения программы.
22.  Завершите выполнение программы в режиме пошагового выполнения программы.
23.  Установите курсор на строку :
readln(x2,y2);
24.  Запустите программу в режиме выполнения до курсора.
25.  Выполните команду Run/Program reset  или Ctrl + F2.
26.  Запустите команду Run/Parameter.
27.  Открылось диалоговое окно для особых параметров выполняемой программы.
28.  Закройте диалоговое окно Program Parameter  или Esc.
29.   Закройте файл ________.pas.
30.  Проделайте задание с пункта 4 по пункт 22 с файлом__________ .pas.
31.  Закройте ИС Pascal.

Примечание: в лабораторной работе используется обращение к программному модулю Area_trapeze в примере 1.
Пример 1. Вычислить площадь трапеции по заданным координатам ее вершин:(x1,y1),(x2,y2),(x3,y3),(x4,y4). Координаты заданы по часовой стрелке от любой вершины трапеции.
program Area_trapeze;
var x1,x2,x3,x4,y1,y2,y3,y4,a,b,c,d,e,s1,s2,s,p1,p2: real;
Begin
{Ввод координат вершин трапеции}
 write('koord 1 versh x1,y1');  readln(x1,y1);
 write('koord 2 versh x2,y2');  readln(x2,y2);
 write('koord 3 versh x3,y3');  readln(x3,y3);
 write('koord 4 versh x4,y4');  readln(x4,y4);
{Вычисление длин строн и одной диагонали}
 a:=sqrt(sqr(x1-x2)+sqr(y1-y2));
 b:=sqrt(sqr(x2-x3)+sqr(y2-y3));
 c:=sqrt(sqr(x3-x4)+sqr(y3-y4));
 d:=sqrt(sqr(x4-x1)+sqr(y4-y1));
 e:=sqrt(sqr(x4-x2)+sqr(y4-y2));
 {Вычисление площади треугольников}
 p1:=(a+e+d)/2;
 s1:=sqrt(p*(p-a)*(p-e)*(p-d));
 p2:=(b+e+c)/2;
 s2:=sqrt(p*(p-b)*(p-e)*(p-c));
 s:=s1+s2;
writeln('s=',s:2:3);
 readln;
End.
В данной лабораторной работе возможно использование программного модуля multi.pas, рассморенного в примере 2.

Пример 2. Написать программу, которая будет работать как таблица умножения.

Program multiplication;
Var
   a,b: integer;                          {объявление переменных
                                                   целого типа а и в}
 Begin
  write (‘Введите a =’);        {вывод текста подсказки}
  readln(a);                             {ввод с клавиатуры числа а}
  write (‘Введите b =’);        {вывод текста подсказки}
  readln(b);                             {ввод с клавиатуры числа а}
  write(a,’*’,b,’=’,a*b);               {вывод результата}
 readln;
 End.

 


7. Примеры межпредметных задач для программных модулей


1. Задачи из курса алгебры
1. Запишите математические выражения и неравенства на алгоритмическом языке:
1)                    ;
2)                    ;
3)                    ;
4)                    .
2. Решите систему уравнений графически: .
3. Решите графически уравнение:  .

2. Задачи из курса физики
1. Определите массу железобетонной плиты площадью м2 и толщиной см. Плотность железобетона примите равной 2700 кг/м3 .
2. Даны скорости движения двух поездов. Определите, какая из скоростей больше:
1)                  V1 км/ч или V2 км/мин;
2)                  U1 см/с или U2 км/ч?
3. Медная проволока имеет в мотке диаметр a мм. Какова длина проволоки, если масса мотка равна m г?
4. Автомобиль, движущийся с постоянной скоростью V1 км/ч, обгоняет мотоциклиста, имеющего скорость V2 км/ч (V1>V2). Через какое время после обгона расстояние между ними составит S км.
 
3. Задачи из курса химии
1. Даны относительные атомные массы двух элементов периодической таблицы. Определите, который из элементов легче и во сколько раз.
2. Дан индикатор, лакмус и вещество в сосуде (кислота или щелочь). Определить, какое вещество находится в сосуде.
3. Какая масса кислорода вступит в реакцию с водородом химическим количеством k моль?
4. Резервуар наполнен m литрами водного раствора, содержащего s кг сахара. Приток воды в сосуд составляет x  литров в минуту, а расход смеси из сосуда y литров. Концентрация поддерживается равномерной посредством помешивания. Каждые h минут в резервуар заливают f кг сахара (f<s). Какую концентрацию будет иметь раствор через k минут?

4. Задачи из курса геометрии
1.Начертите в исполнителе Чертежник                        (I координатной четверти):
1)                  равнобокую трапецию с диагоналями;
2)                  равнобедренный треугольник;
3)                  выпуклый многоугольник.
2. Подсчитайте, сколько рулонов обоев понадобится для оклейки комнаты, если высота потолков a м, длина b м, ширина с м. Длина рулона – k м, ширина – f см. Площадь окон и дверей составляет s м2.


5. Задачи из курса географии

1. Вычислите расстояние от города А до города B, если масштаб карты составляет 1:m, а расстояние по карте s см
2. Определите протяженность Африки с запада на восток по q0 южной широты, если длина дуги с запада на восток составляет f 0 (длину дуги одного градуса по параллелям южной широты смотри в КИСС «Школьный справочник»).
 
6. Задачи из курса русского языка
1. Даны приставки рас- и раз- и буквы «м», «е», «р», «с», «к», «а», «з». Составьте с ними слова по смыслу, соблюдая орфографию (например, слово «рассказ»).
2. Проверьте текст на правописание «жи-ши». Определите количество ошибок и исправьте их.
3. Подсчитайте в тексте количество звукосочетаний «чу».

8. Дидактический материал по теме «Циклические алгоритмы.

исполнитель Робот»


1. Примеры задач с использованием циклов
Пример Вычислить длину пути, который прошел исполнитель из сходного положения на рисунок 9.1 в правый нижний угол.

Программа Путь
Описание
n: Целый         
                                                Рисунок 9.1
Конец_Описания

n:=0
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
n:=n+1
Завершить
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вниз
n:=n+1                                                 
Завершить
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
n:=n+1
Завершить
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вверх
n:=n+1
Завершить
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
n:=n+1
Завершить
                                                                                 
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вниз
n:=n+1
Завершить
Повторять_Пока  Справа_Пусто
Вправо
n:=n+1
Завершить
Повторять_Пока  Внизу_Пусто
Вниз
n:=n+1
Завершить
Вывод('Пройденный путь =',n)
Конец_Программы

Пример 2. Подсчитать количество закрашенных клеток расположенных по ходу движения исполнителя               (см. рисунок 9.2).
Программа Путь
Описание
k: Целый
Конец_Описания

k:=0
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
Завершить

Повторять_Пока  Справа_Линия
Вниз
Если  Клетка_Закрашена
  То
k:=k+1

Конец_Если
Завершить

Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
Завершить                                                                                                    Рисунок 9.2
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вверх
Если  Клетка_Закрашена
  То
k:=k+1
Конец_Если
Завершить
Повторять_Пока не  Справа_Линия
Вправо
Завершить
Повторять_Пока  Справа_Линия
Вниз
Если  Клетка_Закрашена
  То
k:=k+1
Конец_Если
Завершить
Повторять_Пока  Справа_Пусто
Вправо
Завершить
Повторять_Пока  Внизу_Пусто
Вниз
Завершить
Вывод('Количество закрашенных клеток =',k)
Конец_Программы



9. заключение

Предлагаю использовать технологию французских педагогических мастерских для организации изучения нового материала, обобщения и систематизации. На чем основан такой выбор. В первую очередь на целевых установках технологии:
• Каждый ребёнок продвигается своим путём
• Приоритет процесса познания над знанием
Далее, ценностные ориентиры мастерских:
•  Деятельность ребёнка в центре образовательного процесса.
•  Знать, означает созидать.
•  Обучение происходит в пространстве творческой увлечённости и свободы.
Технологию педагогических мастерских применяю уже давно, а именно с 2000 года. Уроки, с использованием педагогических мастерских приносят удовольствие и мне, и ребятам. Уроки дают не только творческое удовольствие, но и прочные знания, которые демонстрируются ребятами на контрольных работах.
Так результаты контрольной работы в 9-х  классах по теме «Алгоритмизация », изучаемой по технологии педагогических мастерских показали:
класс
Всего в классе
Всего писало
5
4
3
2
% качества
% успеваемости
14 
12
5
7
-
-
100
100
12 
7
-
6
1
-
86
100
итог
26
19
5
13
1

95
100

Результаты контрольной работы в 9-х классах по теме «Программирование на языке Паскаль», изучаемой по технологии педагогических мастерских показали:
класс
Всего в классе
Всего писало
5
4
3
2
% качества
% успеваемости
10 
9
2
6
1
-
89
100
12
9
1
6
2

78
100
итог
32
18
3
12
3

83,5
100
Итак, основная задача учителя на уроках, отведенных для самостоятельного погружения в работу, состоит в создании творческой обстановки, в чем с успехом помогает учителю педагогическая мастерская.
Планирую продолжить эту тему самообразования в контексте: интеграция отечественного и зарубежного опыта мастерских на уроках информатики.

10. Литература


1.Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие– Мн: Выш. шк., 1998.
2.Быкадоров, Ю.А. Информатика: учебн. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. шк. – Мн.: Нар. света, 2000.
3.Информатика VII-XI классы: программы средней общеобразовательной школы.  – Мн.: НМ Центр, 2003.
4.Информатика VII-X классы: программы  12-летней средней общеобразовательной школы. – Мн.: НМ Центр, 2005.
5.Кашель, Н.Н. Методы активного обучения в институте повышения квалификации кадров образования: теория и практика: автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.01 / Н.Н. Кашель; БГУ. – Минск, 1998. 
6.Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
7.Кузнецов, В.И.  Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе:. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
8.Левитес, Д.Г. Практика обучения:–М.: Воронеж:Изд-во «Ин-т практической психологии»: НПО «Модекс», 1998.
9.Окунев, А.А. Как учить не уча– СПб: Питер Пресс, 1996.
10.Педагогические мастерские: Франция – Россия /– М.: Новая школа, 1997.
11.Смолкин, А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
12.Сташенко, В.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики: сборник научных работ. –  Гродно: ГрГУ, 2001.
13.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.
14.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.


Комментариев нет:

Отправить комментарий