На уроках информатики с использованием педагогических мастерских



Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием педагогических мастерских
Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Учитель информатики Рассохина Светлана Григорьевна

"Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Так записано в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
Модернизация - социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования. Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре ее - свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.
Учитель и его ученики должны решать эти вопросы на своих уроках, но решение проблем модернизации возможно, когда будет решен основной вопрос методики - как сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой?
Я знаю лишь, что не знаю
Воистину ничего,
Что истина прописная –
Обычное плутовство.
Действительно, прав был испанский поэт и учитель Мигель де Унамуно в том, что часто, внушая кому-либо истину, мы обманываем и обманываемся сами, то есть плутаем в своих познаниях. Всегда ли знает учитель, особенно начинающий, что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и учителю, и ученику, и его родителям.
Решать эту проблему помогает технология педагогических мастерских.
Технология педагогических мастерских – это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического и творческого мышления.
Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Какие знания и навыки нужны человеку, чтобы он достиг вершин мастерства в своей профессии и сформировался в достойного Мастера своего дела? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.
Существует мнение, что умение находить, ставить и решать изобретательские и рационализаторские задачи – это “божий дар”, которому нельзя обучить. Как относиться к этой точке зрения? Может ли каждый научиться изобретать?
Творческое мышление, как всякий процесс, подчинено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но, в конечном счете, мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет развиваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий.
Применение метода проектов в практике преподавания информатики в школе явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. Часть школьников уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части школьников обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
Второй важной проблемой является с одной стороны многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов, с другой стороны школьники, собранные вместе в рамках классно-урочной организации обучения и имеющие широкий спектр направленностей и потребностей. Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым школьником видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии.
Данный метод обучения  информатике был разработан на основе личностной концепции педагогики, которая предусматривает развитие активности учащегося в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых ребёнок перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.
Мастерская, или ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" – добровольного творческого союза ученых и практиков Франции (Groupe Francais d'Education Nouvelle), которая возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции.
Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:
1.      "Вызов традиционной педагогике".
2.      Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
3.      "Все способны!".
4.      Интенсивные методы обучения и развития.
5.      Новый тип педагога.
6.      Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического положительного результата
Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеурочное время с использованием информационных, телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.
Состоит в том, что у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребенка и саморазвитие.
Данный педагогический опыт может быть использован учителями информатики средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии. Перспективность данного опыта в развитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих интеллектуальных, познавательных, практических умений учащихся.
Способы реализации философско-педагогических идей мастерских в конструировании школьного учебного занятия
Вариант 1 (работа с литературой)
Работа с литературой - обсуждение в парах, затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы (каждым) - социализация в группе поиск гипотезы (каждым) - выбор наиболее вероятной гипотезы (в группе)-социализация-планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов и обоснование их соседней группой - коррекция (в группе)- составление проблемы, решаемой на основании сделанного вывода (в группе) - обмен проблемами и сделанными выводами между группами - оценка каждой группой представленных выводов и возможностей их использования при решении поставленной проблемы (социализация) – способы работа на мастерской.
Панель - один из способов работы на мастерской по методологии педагогических мастерских. Это свободное, никем не направляемое обсуждение объявленной проблемы. Все желающие высказаться по собственной инициативе занимают один из стульев, выставленных перед аудиторией, и говорят то, что считают необходимым сказать. Аудитория слушает всех, никого не перебивая. Несогласные с какой-то позицией выступающего имеют право на свое слово. Так представляется целый ряд позиций, часто несхожих, а норой и противоречащих друг другу. Главное - осмелиться выйти перед аудиторией, осмелиться думать вслух, делиться живыми мыслями, выражать их живыми, только что родившимися словами.
Проанализируем конструкцию этого варианта. Панель даст возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе этого разговора у каждого возникнет рой мыслей как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, при работе с литературой. Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, а затем в группе, и уже группа соберет и зафиксирует вопросы, которые сразу не удалось решить. Мастер выслушает все группы и всю массу вопросов, напишет их на доске, правда, возможно, в другой интерпретации. Каждая группа выберет один из вопросов, не обязательно свой, для серьезного исследования и начнет с ним работать.
Мастер предлагает написать этот вопрос на листе бумаги. На этом же листе каждый ученик, входящий в группу, должен зафиксировать свое понимание содержания и смысла вопроса. Причем важно, чтобы все ребята пришли к единому пониманию проблемы, иначе им будет трудно осуществлять поиск, и только затем начинается поиск гипотезы. Некоторое время предоставляется для индивидуального размышления, а потом идет представление гипотез внутри группы и их фиксирование на том же листе бумаги. Делается это с целью выбора наиболее вероятной гипотезы, для чего необходимо увидеть все возможные варианты.
Когда гипотеза выбрана, поиск осуществлен, сделаны выводы, группы представляют друг другу результаты своих исследований. С этой целью каждому участнику группы можно присвоить номера от 1 до n, а затем предложить ребятам, получившим одинаковые номера, поговорить о полученных выводах.
Коррекция выводов осуществляется после того, как группа собирается вновь и ее участники обмениваются мнениями о состоявшихся разговорах.
Необходимо предоставить ученикам возможность привести результаты работы в соответствие с тем, с чем хотелось их сопоставить, с интуитивными находками, возникшими образами. Последний этап связывает воедино работу всех групп. Действительно, результаты их исследований - сформулированные проблемы - теперь станут достоянием всего класса. Новые проблемы позволят осознать, что процесс исследования не закончен, дадут направление новому поиску. Вот поэтому мастерская может закончиться перечислением новых проблем, которые требуют решения.
Итак, есть результаты исследования, проведенного группой, некоторые выводы, которые были скорректированы, еще раз обдуманы. Казалось бы, откуда еще проблемы, разве с проблемами, а не с результатом должны уходить ученики с занятия?
Вот почему хорошо, когда процесс размышления не заканчивается на мастерской, тогда ребята попадают в обстановку, естественную для исследователя, ученого. (Этот вариант рассчитан на большую мастерскую продолжительностью 2-3 часа, а возможно, и более)
Приведем варианты менее продолжительных мастерских. Они представляют вариации на тему данного варианта. Мастерскую, построенную по вариантам 1-3, можно провести за 1-2 часа. Они представляют серию взаимосвязанных мастерских. По желанию мастера можно ввести ограничения и в их содержание, и в их продолжительность.
Вариант 1
Панель - выделение проблем - работа с литературой - обсуждение в парах - обсуждение в группах - постановка вопросов в группах - представление вопросов классу - выбор проблемы для исследования.
Вариант 2
Представление проблем - объединение в группы для решения проблем - каждый представляет группе свое понимание проблемы - каждый формулирует гипотезу решения проблемы - выбор в группе наиболее вероятной гипотезы - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - формулирование выводов.
Вариант 3
Представление классу результатов работы групп - составление вопросов по представленным результатам и обмен ими между группами - ответы на вопросы и корректировка результатов - составление группами серии заданий на применение результатов их поиска - обмен заданиями между группами - знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.
Вариант 2 (мастерская изучения нового материала)
“Слово” мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой (пополнение, уточнение информации) - словесное, художественное, пластическое, схематическое, письменное представление образов, объектов, понятий, идей, представленных в слове мастера (социализация) - составление и сбор вопросов по изучаемой теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слова мастера - работа групп с “документами” - постановка опыта по проверке гипотезы - сбор и обсуждение новой информации в группах- формулирование выводов -доказательство выводов- критический анализ выводов - социализация.
В данном случае мастерская, как и урок, начинается со “Слова” мастера. Но цель этого “Слова” не в передаче информации, а в подключении личного опыта ребенка.
Конечно, мастер представляет и новые объекты, субъекты, описывает их действия и взаимоотношения. Рассказ построен так, что ученик является не пассивным слушателем, а действующим лицом рассказа.
Поэтому оправдан и второй этап мастерской, ибо ребенку надо осознать, какие возникли ощущения, образы, понятия. Они рисуют то, о чем услышали, дают описание новых для себя понятий, фиксируют заинтересовавшие их мысли. Известно, что слышим мы то, что для нас значимо, то, что нашло в нашей душе отклик. Есть надежда, что каждый ребенок обогатится новой для себя информацией, когда будет разглядывать рисунки других ребят, читать заметки одноклассников. Но пока каждый работает индивидуально и никому ничего не рассказывает о своих размышлениях. Важно, чтобы они были, все равно какие, пусть даже неправильные, неточные, но были. Работа с литературой на третьем этапе внесет необходимые коррективы, даст повод для новых мыслей. Все это поможет ребенку выступить более основательно на этапе социализации.
Представляя свою работу, каждый будет волноваться, будет ждать оценки его труда. но оценки не будет. Этап социализации проводится лишь для осознания того, что понято, и для поиска новых вопросов. Главная цель социализации в этой мастерской - постановка новых вопросов, которые продвинут исследование на более качественный уровень. Теперь подключается групповая работа. Группы составляют вопросы, выбирают вопрос для исследования, начинают его обдумывать. Для стимулирования творческой деятельности каждой группе дается литература, работая с которой она получит нужные ей факты, информацию, “пищу для размышления”.
Следующий этап - панель - должен помочь дальнейшему продвижению мысли ребят, прояснить общую картину, общее состояние поиска решения, путь, продвижение к решению проблемы, вывести обсуждение на более значительный этап - этап выстраивания нового знания. Группа соберет всю важную для нее информацию, прозвучавшую на панели, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе - этапе работы с “документами” — будет опять усовершенствована. В качестве “документов” ребятам могут быть представлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда эта проблема обсуждалась, копии или сами документы, но не их обработка, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех же документов тоже интересно.
Итак, панель, “Слово” мастера, работа с “документами” - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку - умозаключений и с опорой на утверждения, доказанные ранее, на утверждения, об истинности которых мы договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому просто необходим критический анализ всей проделанной работы. На последнем этапе-этапе социализации - группы представляют друг другу все, что они сделали.
Обратим внимание на соотношение объема индивидуальной и групповой работы. Практика показывает, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления. Но как определить это оптимальное чередование? Пока надежда на интуицию и мастерство мастера. Представим и серию более коротких мастерских 1, 2, 3. Как и в предыдущем случае, они - части второго варианта, и на их проведение надо меньше времени.
Вариант 1
“Слово” мастера — каждый представляет информацию, переживания, полученные из рассказа мастера (рисунки, записи слов, мыслей и т, д.) - рисунки и записи вывешиваются - ходим, смотрим, читаем, собираем вопросы (вопросы записываем) - поиск ответа на вопросы (индивидуальный, групповой) - работа с литературой, стимулирующей поиск ответов.
Вариант 2
Панель на тему; “Как я ответил на свои вопросы” - “Слово” мастера (его мысли, его ответы, его новые вопросы) — обсуждение всего услышанного в группах - корректировка ответов, составление банка данных - работа с “документами” - представление выводов классу.
Вариант 3
Корректировка выводов в группах - постановка опыта, подтверждающего вывод— обсуждение в группах новой, полученной из опыта информации - логическое обоснование выводов (доказательство) - критический анализ выводов - представление выводов классу.
Вариант 3 (мастерская конструирования знаний)
Вера - восприятие, монолог, диалог, поиск “документов”, работа с “документами”, предположение, обсуждение, догадка, прикладка на правдоподобность, обоснование, вывод из общепринятых истин, постановка опыта, критический анализ, вера - представление результатов, постановка новых вопросов.
Этапы данного варианта нацеливают на поисковую работу каждого. Их название высвечивает определенный вид деятельности, которую каждый выполняет, осуществляя поиск гипотезы, отрабатывая различные ее проявления, формулируя определенные выводы. Необходимы некоторые комментарии, чтобы не только понять то, что стоит за каждым этапом, но и подумать, как будут организованы действия ребят.
Вера. Да, название первого этапа вызывает удивление. Но ведь для того чтобы включиться в творческую деятельность, нужна вера в то, что ты одаренный человек, вера в успех, в удачу, вера в то, что данная проблема имеет решение. Без последнего трудно привести в действие творческий механизм. И так как “наша нервная система не в состоянии отличить реальные переживания от живо воспроизведенных нашим воображением”, на первом этапе мастерской каждому ребенку просто необходимо мысленно проиграть ситуацию, связанную с переживанием успеха, творческого подъема. Эти воспоминания помогут ощутить веру в свои творческие возможности, разблокируют творческий центр, снимут напряжение, страх, неуверенность. Ребенок будет готов направить на работу все свои внутренние силы. Вера - основа уверенности в себе. Уверенность и раскрепощенность позволят подключить интуицию, а значит, будет подготовлен этап генерирования гипотез. Верой, говорит П. Я. Чаадаев, начинается процесс познания, верой и заканчивается: “Кому же в наше время неизвестно, что вера - один из самых мощных и самых плодотворных факторов мышления; что порой вера приводит к знанию, а порой знания - к вере, что поэтому между ними не существует резко очерченных границ, что знание всегда предполагает известную долю, веры точно так же, как вера всегда предполагает известную долю знания; что на дне веры по необходимости есть знание, точно так же, как на дне знания по необходимости есть вера...”
Первый этап. Но как его организовать? Способов, конечно, много. Можно попросить ребят вспомнить об их успехах, мысленно еще раз их пережить. “Нацелившись на успех, вы заставите систему функционировать в качестве механизма успеха” Можно в речи учителя сосредоточить всю мощь, всю силу слова на пробуждении веры ребенка в успех, в свои творческие силы.
Восприятие. Мастер предъявляет классу предметы, понятия, с которыми ребята будут работать на протяжении всей мастерской. Конечно, при этом он рассчитывает пробудить их восприятие. Но так как основу восприятия составляют ощущения, интенсивность которых зависит от силы раздражителя, мастер продумывает задание так, чтобы оно нашло отклик в классе. Образы, понятия, объекты должны быть значимы для человека, иначе он не обратит на них внимания, они будут для него безразличны. Но даже тогда, когда восприятие состоялось, возникший зрительный образ далеко не адекватен предъявленному: школьник, замечая одно свойство, интересное, важное, отвлекается от другого. “Восприятием в подлинном, человеческом смысле этого слова мы называем вовсе не непосредственное пассивное отражение, законченное в голой данности образа, а процесс осмысленного активного чувственного познания предмета на основе его образа. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления”
Значит, на данном этапе важно, чтобы каждый мысленно истолковал для себя предъявленный объект, пропустил его через себя, испытал радость, удивление, восхищение, восторг или, наоборот, неприятное отрицание, гнев, раздражение и т. д. Порой неприятное быстрее рождает вопросы, и тогда на помощь приходит логика.
Монолог. Возник некий образ, некоторое понятие, теперь необходимо для самого себя уяснить его. Если это объект, то можно попробовать описать его, нарисовать, подумать о его различных формах, осознать его взаимоотношения (расположение) с другими объектами и т. д. Если это понятие, то, конечно, после формулирования его определения стоит привести примеры, контрпримеры, построить отрицание определения понятия.
Диалог - первый обмен в парах мнениями, понятиями, образами, возникшими на этапе восприятия. Появятся первые проблемы в результате сравнения собственных мыслей, образов с другими, первых обобщений. Затем с общими выводами пара вступит в диалог с другой парой. И опять начнется поиск точек соприкосновения, поскольку четверым договориться сложнее. В результате появятся новые проблемы, которые потребуют ответа.
Поиск “документов” и новая информация в них несколько удовлетворят информационный голод, возникший на предыдущем этапе мастерской.
Предположение, обсуждение, догадка, прикидка на правдоподобность, обоснование, вывод из общепринятых истин, постановка опыта могут быть и не разделены на этапы мастерской. Мастер, знакомясь с ходом поиска в группах, может тихонечко, отдельно для каждой группы формулировать эти задачи. Важно, чтобы группа знала о существовании этих этапов. Когда мастер спрашивает: “Какие у вас возникли предположения после чтения документов? К какому выводу вы пришли в результате обсуждения ваших предположений? Насколько они правдоподобны? Каким простым способом можно утвердиться в их правдоподобности? Можете ли вы логически обосновать свои выводы? Можно ли проверить ваши выводы опытным путем?”,-он на самом деле организует работу группы, не вмешиваясь в детали поиска.
Критический анализ эффективнее всего проходит на этапе социализации. Поэтому здесь он просто необходим.
Вера в то, что все сделано правильно, что выводы верны, возникнет после внесения корректив, после выполнения критического анализа.
Представление результатов естественно завершает работу. В качестве результата, возможно, будет предъявлено не решение, а серия вопросов, ответить на которые не удалось.
Постановка новых вопросов наметит путь новых исследований, покажет, что нет предела для совершенствования.
Теперь серия более коротких мастерских 1, 2, 3
Вариант 1
“Слово” мастера (вера) - предъявление предметов, понятий (восприятие) - осмысление предъявленных предметов, понятий, их взаимосвязи друг с другом и с известными ранее (монолог) - работа с “документами” (диалог) - предположения (гипотезы) - представление гипотез классу и фиксирование их на доске.
Вариант 2
Обсуждение гипотез в группах - догадка (индивидуальная, коллективная) - прикидка на правдоподобность-обоснование.
Вариант 3
Панель на тему: “Гипотезы и их разумность”. Первые результаты - критический анализ гипотез и результатов - формулирование новых гипотез и их реализация - представление результата - постановка новых вопросов.
Вариант 4
Формирование потребности изучения данного материала (данного действия) - создание модели объекта, понятия, действия (или схемы, рисунка, графика) - описание свойств модели (объекта, понятия) - обмен описаниями - воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями - уточнение описания модели - “Слово” мастера (мастер предлагает свой алгоритм действия) - использование модели на практике каждым участником группы - обмен заданиями в группе - анализ всех выполненных заданий в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами -корректировка модели.
В основу этого варианта мастерской положены идеи П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Он утверждает, что “психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения - в план восприятия представлений и понятий” В соответствии с его теорией формирование действия проходит три уровня: материальный, громкой речи, в уме.
На втором этапе этой мастерской и предполагается создание модели изучаемого явления, понятия, объекта. Модель можно заменить рисунком, схемой, знаками, ввести определенное кодирование. Важно, чтобы модель отражала основное содержание, главное.
Предположим, группе предлагается серия однотипных задач. Группа изучает их условия, прикидывает способ их решения и составляет модель, к которой сводится решение каждой из предложенных задач.
Соседней же группе она передает не саму модель, а ее описание, по которому после его изучения группа должна представить свою модель. Далее этап корректировки и слово мастера. Он предлагает свой вариант модели, и группы начинают с ним работать. Составляют задачи, применяют для их решения алгоритмы, т. е. проводят экспертную оценку алгоритма. Идет, по П. Я. Гальперину, этап громкой речи, этап проговаривания.
Но самое главное заключается не в обретении умения действовать по алгоритму, а составление системы ориентиров, приводящих к правильному выполнению задания. Когда они будут определены в группе, услышаны в классе, подкорректированы, тогда есть надежда в успешном их применении.
Теперь серия мастерских 1, 2, 3
Вариант 1;
Группам раздаются различные образцы, выполненные одним и тем же способом - группы рассматривают их, изучают-создание модели (схемы, рисунка, графика) выполнения этого действия - предъявление модели классу - группы дают описание модели, алгоритм действия-обмен алгоритмами между группами.
Вариант 2
Группы составляют задание и выполняют его по полученному алгоритму обмен решениями и отзывами об алгоритмах между группами - корректировка алгоритма - выделение опорных точек, условий правильного выполнения задания - составление обобщенного задания и решение его с помощью составленного алгоритма - представление классу результатов работы групп, алгоритмов (они вывешиваются в классе) и выполненных с их помощью обобщенных заданий.
Вариант 3
Группы изучают все представленные алгоритмы - выбирают в предложенной мастером литературе задания и выполняют их - предъявление результатов работы групп классу - каждый ученик фиксирует в своей тетради понравившиеся алгоритмы и выполненные по ним задания.
Вариант 5
Мастер предлагает две-три темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования - обнародование проблемы - каждый выясняет все, что знает об этой проблеме- создание групп по схожим проблемам -формулирование общей темы исследования (остальные темы могут быть подтемами), создание банка данных - план исследования -работа по плану (индивидуальная, парная, групповая)-обсуждение в группе - оформление первого результата - представление -каждая группа после знакомства с результатами исследования составляет задание для других групп (мастер тоже) - работа над заданиями - оформление и представление второго результата исследования - индивидуальное размышление о проблеме - подготовка и оформление индивидуальных результатов.
По словам основоположника современной физиологии, французского биолога Клода Бернара, “...пламенное желание знания есть единственный двигатель, который возбуждает и поддерживает усилия исследователя; и именно это-то знание, которое он действительно схватывает и которое, однако, всегда убегает от него, составляет в одно и то же время и его единственную муку, и его единственное счастье. Кто не знает мук незнания, тот не поймет радостей открытия, которые поистине самые живые из радостей, которые когда-либо может чувствовать ум человека.
Но, по капризу нашей природы, эта радость открытия, которую так ищут и на которую так надеются, исчезает, как скоро найдена. Это только молния, озарившая нам другие горизонты, к которым ненасытное наше любопытство стремится с еще большим жаром. От этого и в самой науке известное теряет свою привлекательность, между тем как неизвестное всегда полно прелести”
К. Бернар не только образно описал состояние исследователя, изучающего природу, но и дал очень важные направления для составления мастерской: вывести человека из заблуждения об абсолютности своего знания данного вопроса; вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через трудный период мучительного незнания прийти к открытию; присоединить новое к имеющемуся знанию и поставить новые проблемы для исследования.
Некоторые из этих моментов отражены в варианте V мастерской. Сначала идет серьезная индивидуальная работа по определению темы исследования, выбор темы по душе; затем каждый, после того как он выбрал свою тему, понял то, что по ней знает, вступает в разговор в группе. В данном случае группы не обязательно подчинят себе действия каждого, каждый может работать самостоятельно по своему плану, по своей подтеме.
Серия мастерских 1, 2, 3, работа идет в группах из четырех учеников.
Вариант 1
Мастер предлагает две-три темы - каждый ученик выбирает одну из них и записывает тему на листе - группы получают справочную литературу (толковые словари, справочники и т. д.) - читают и обсуждают толкования основных терминов, понятий - каждый на своем листе записывает все, что узнал по своей теме - составление новых групп для работы по темам - новые группы собирают всю известную им информацию по теме и составляют план исследования.
Вариант 2
Группы получают литературу (можно использовать учебники), в которой подробно изложена тема - внесение корректив в план работы по теме - распределение в группе вопросов, над которыми будет работать каждый (или в паре) - изучение вопросов темы.
Вариант 3
Группы представляют свои темы - группы составляют вопросы по прослушанным темам - работа групп с вопросами, внесение корректив - ответы групп на вопросы.
При составлении мастерской, в ходе подбора заданий, необходимо подумать, предусмотреть поле свободы действий, поле развития, самосовершенствования для каждого ребенка. При проведении мастерской мастер становится сверхчувствительным, сверхвнимательным ко всем душевным движениям ребят. Его цели должны соответствовать целям ребят, даже точнее сказать, его задания должны предугадывать и позволять каждому ребенку осуществить то, что несказанно значимо для него. Такие задания будут приняты и выполнены. А так как мастер равен ученику, то налицо равенство их целей. Причем для ребят, возможно, предпочтительнее цели, связанные с их личностным ростом, а реализуются они при выполнении заданий, содержание которых отражает специфику изучаемого предмета, заданий, способствующих самоосознанию и самопониманию.
Причем каждое следующее задание не только поднимает уровень творчества учеников на новую ступень, но и удовлетворяет информационный запрос ребят, возникший при выполнении предыдущего.
Конечно, при этом появляется масса новых вопросов, возникших в результате поиска ответов на предыдущую серию “Почему?”.
Система работы
Итак, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей воздействия.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Выделим основные принципы организации педагогических мастерских:
·         Равенство всех участников, включая учителя
·         Создание личностной мотивации в процессе деятельности
·         Самооценка, самокоррекция, самовоспитание
·         Чередование индивидуальной и коллективной работы
·         Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов
·         Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата
И рассмотрим этапы такого занятия:
·         Индукция
·         Самоконструкция
·         Социоконструкция
·         Социализация
·         Афиширование
·         Разрыв
·         Рефлексия
Индукция
Создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету. Предлагается задание “вокруг” слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Самоконструкция
·         Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
·         Первая часть этапа:
·         “деконструкция” - превращение материала в “хаос”, смещение слов, явлений, событий.
·         Вторя часть этапа:
·         “реконструкция” - создание своего текста, рисунка, закона
Социоконструкция
·         Выполнение заданий группой, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление результатов работы в диалоге, в малой группе.
Социализация
·         Задача этапа дать самооценку и провести самокоррекцию. Все, что создано индивидуально, в паре, группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены
Афиширование
·         Вывешивание, прослушивание работ учеников в аудитории.
·         Все слушают, смотрят, читают, обсуждают
Разрыв
·         Внутреннее осознание участником мастерской неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому.
·         Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником
Рефлексия
·         Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.
Заключение
Предлагаю использовать технологию французских педагогических мастерских для организации изучения нового материала, обобщения и систематизации. На чем основан такой выбор. В первую очередь на целевых установках технологии:
·         Каждый ребёнок продвигается своим путём
·         Приоритет процесса познания над знанием
Далее, ценностные ориентиры мастерских:
·         Деятельность ребёнка в центре образовательного процесса.
·         Знать, означает созидать.
·         Обучение происходит в пространстве творческой увлечённости и свободы.
Технологию педагогических мастерских применяю уже давно, а именно с 2000 года. Уроки, с использованием педагогических мастерских приносят удовольствие и мне, и ребятам. Уроки дают не только творческое удовольствие, но и прочные знания, которые демонстрируются ребятами на контрольных работах.
Литература
1. Архипова В.В. Коллективно-организационные формы учебного предмета.С-П.: Питер.2005.
2. Окунев А.А. У нас нет плохих огурцов, С-П.: Питер.2003.
3. Степихова В.А. Педагогическая мастерская // Журнал Начальная школа №1. 1999.
4. Франкл В.П. Человек в поисках смысла. М. : Салон-Пресс.1990.
5. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект .М.: Магистр. - 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий